Новости

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ

Поиск, подъём и идентификация самолётов и экипажей ВОВ.

«Война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат» А.В.Суворов

Поисковый  технический  клуб  "Раритет" и поисковый отряд "Раритет"заинтересованы  в  любой  информации,  позволяющей  установить  места  гибели самолётов времён ВОВ  и  имена членов экипажей или летчиков. Мы открыты для любого сотрудничества и помощи в поисковых экспедициях со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами, музеями и мемориалами на территории Российской федерации.

Вверх
Оглавление сайта
Решение о сайте
Помощь клубу
Купим
Фото
ПАМЯТНИКИ
Интересные факты
Архив новостей

 

 

На Главную Оглавление

06.09.2011г. 

    В минувшие выходные члены ПТК "Раритет" вернулись из 3-х дневной разведки.  Пройдено на машине более 1500 км, пешком вообще не сосчитать. Погода была как по заказу. Холод, дождь и ветер. Насквозь мокрые палатки и одежда.

    К сожалению не вся информация по самолётам подтвердилась. Нашли несколько фрагментов от ИЛ-2. Фотки чуть позже.

12.09.2011г.

Вот собственно немного фоток. Да и не было времени на фотоэтюды.

 

 

 

На Главную Оглавление

 

Пресса о нас:

 

Начало для музея ИЛ-2 в городе Жуковский положено! Поисковый отряд "Раритет" г. Жуковский выражает благодарность всем кто прямо или косвенно помогал в организации этой экспедиции! Особая благодарность поисковикам Кубинки Москвы и Гагаринского района Смоленской области!

ЖВ26.01.12

Память не нужна Жуковскому нажми на это заглавие для перехода к оригиналу статьи.

После проверки многочисленных заявлений, размещённых в обсуждении статьи, от различных граждан в лице ярых противников ПО "Раритет" и консультаций с юридическим отделом ПО "Раритет",  будет проведена подробнейшая проверка заявленных фактов, а так же.... продолжение скрыто.

Для уникальных экспонатов авиации времен ВОВ в городе нет места

 

Командир поискового отряда «Раритет» Андрей Мысливец показывает корреспонденту видеозапись полевой работы. На экране вездеход необычной конструкции преодолевает бурелом и густые заросли. Люди в болотных сапогах ходят по земле, опасно пружинящей под ногами. «Пешком здесь можно не пройти, - комментирует Мысливец, - только на вездеходе. Провалиться? Можно. И по пояс можно, и выше. Но мы не можем прекратить поиски. Там люди».

Люди, о которых идет речь, жили больше шестидесяти лет назад. Уже выросли и обзавелись семьями их внуки, знающие: дедушка на войне был летчиком и погиб. Или пропал без вести. Для поискового отряда они остаются – людьми, достойными человеческого погребения и памяти. Как и поврежденная техника времен Великой Отечественной, законсервированная в болоте, словно в машине времени, остается больше чем техникой: это оружие нашей победы и наша история, и отдать ее на разграбление добытчикам вторчермета – святотатство.

- Мы всегда хотели работать именно в Жуковском, - говорит Мысливец, - хотели, чтобы в городе появился настоящий Музей, в который могут прийти горожане и особенно – школьники. Чтобы они видели свою историю и гордились ей. Поисковый отряд «Раритет» вкладывает в работу огромные силы и личные средства, от города нужно только помещение для музея… но нет места. В июле мы подняли из болот Ил-2 – его некуда деть. Длина почти 12 метров, размах крыльев 13 метров, вес 6,5 тонн. Городу он не нужен. Вряд ли надо рассказывать, какие огромные деньги готовы платить коллекционеры за такие находки. Мы вкладываем в свою работу все, а родной город сам толкает нас на рельсы коммерции. Запрет на продажу и коллекционирование находок прописан в уставе «Раритета», поэтому наши находки достаются другим музеям – Раменскому, Истринскому, московским музеям… Подняли вопрос именно об этом самолете в городской администрации – и нам предложили отдать его… церкви. Зачем церкви самолет? Беда в том, что город не может предоставить нам помещения, где мы будем уверены в сохранности экспонатов. Где будем иметь гарантии, что завтра нас не «попросят» оттуда. Еще одна проблема, о которой говорилось неоднократно, - это наши гаражи, которые должны быть снесены при строительстве подъездной дороги. Там - единственная техническая база «Раритета» сегодня. Нам бы не денежную компенсацию, а подходящее помещение взамен… История давняя, но поднимаем вопрос снова – а кто-то из депутатов, оказывается, впервые слышит о нас. Писали письмо Бобовникову, он подписал его, но действий никаких не последовало. Вопрос о городском музее снова будет поднят на Совете Депутатов в ближайшее время. По крайней мере, нам так обещали. Мы уже сделали все, что нужно музею, от города ждем только помещения, ждем действий, а не обещаний. Жуковский – город авиации, а не коммерции, и так будет, пока есть люди, помнящие об этом.

Главная Оглавление

смоленск 2011

В Смоленской области нашли советский штурмовик

 

| 28 октября 2011 | Просмотров: 1074

ИЛ-2Поисковый отряд «Раритет» подмосковного Жуковского поднял из болота в Гагаринском районе самолет, который был сбит в годы Великой Отечественной войны.
Судьба занесла туда поисковиков, специализирующихся на «раскопках» авиационной техники времен второй мировой, не случайно. От местных «собратьев по интересу» стало известно, что в лесу у впадения реки Смоленки в южную оконечность Вазузского водохранилища с войны лежит почти целая броневая кабина легендарного штурмовика Ил-2 (в терминологии солдат вермахта, «шварцетодт» - «черная смерть»). Нищие растащили и сдали на металлолом большую часть алюминиевых крыльев и фюзеляжа, но 400-килограммовая «капсула» оказалась мародерам не по зубам. «Черные копатели», работающие на продажу, тоже обошли кабину стороной. В общем, «крылатая броня» 70 лет ждала своего часа.
Свою находку члены отряда вынули, используя специальную платформу и так называемый болотоход, собственноручно собранный в гараже. На одной из сохранившихся частей самолета можно рассмотреть сборочный и бортовые номера. По ним поисковики надеются определить имя неизвестного пилота. Из кабины штурмовика Ил-2 планируют сделать памятник.
- Пока находка будет храниться в Жуковском городском музее, - сообщил «РП» командир отряда Андрей Мысливец. - Позже, рассчитываем, в стране будет создан единственный музей штурмовиков Ил-2.
Отметим, что за шесть лет отряд «Раритет» обнаружил в разных регионах страны примерно 30 сбитых самолётов времён войны. Семь из них удалось поднять со дна рек и болот, установлены имена четверых погибших летчиков. До наступления зимы поисковики из Жуковского планируют очередную экспедицию - в Тверскую область. Она станет уже девятой в этом году.

 

Главная Оглавление

Начало музея

Жуковские поисковики достали бронекабину ИЛ-2

Жуковские поисковики достали бронекабину ИЛ-2

Кабина, пролежавшая в болоте 70 лет и ставшая реликвией, доставлена в Жуковский

«Любовь к отеческим гробам»
Место действия этого рассказа — Гагаринский (бывший Гжатский) район Смоленской области. «Судьба-индейка» занесла туда наших поисковиков, специализирующихся на «раскопках» авиационной техники времен второй мировой, конечно же, не случайно: от местных «собратьев по интересу» стало известно, что в лесной глухомани у впадения р.Смоленки в южную оконечность Вазузского водохранилища с войны лежит практически целая броневая кабина легендарного штурмовика Ил-2 (в терминологии солдат вермахта, «шварцетодт» — «черная смерть»). Нищий местный люд растащил по кусочку и сдал на металлолом большую часть алюминиевых крыльев и фюзеляжа, но 400-килограммовая «капсула» оказалась мародёрам-«мелочевщикам» не по зубам. «Чёрные копатели», работающие на продажу (в последние годы расплодились частные коллекционеры, готовые скупить военный антиквариат за хорошие деньги) тоже обошли кабину стороной.
В общем, ильюшинская «крылатая броня» 70 лет ждала своего часа, чтобы попасть к истинным (т.е. бескорыстным) ценителям воинской славы предков. Да-да, в наше время, оказывается, есть люди, готовые целыми днями мотаться по лесам и болотам, тратя на это собственные деньги, время и здоровье — чтобы, к примеру, в Жуковском городском музее появился настоящий авиационный пулемёт калибром
12,7 мм, некогда стоявший на Ил-2. Или чтобы, к примеру, ученики 14-го лицея могли ежедневно лицезреть мемориальную доску — в виде бронеплиты того же «Ил-2». В это трудно поверить, но ПТО «Раритет» со дня своего основания в 2004 г. работает хотя и абсолютно легально, под «крышей» отдела по делам молодёжи Жуковской городской администрации, но практически без какой-либо финансовой поддержки города. А вся «матбаза» наших поисковиков сосредоточена исключительно в их собственных гаражах, расположенных в ГСК «Авиатор» и, как нетрудно догадаться, ныне оказавшихся под «дамокловым мечом» злосчастной «подъездной». Но это так, к слову.




По воде, аки посуху
Вторая по значимости (после бескорыстия и одержимости) составляющая успеха наших поисковиков — это серьёзная «матчасть», высокая техническая оснащенность их деятельности. Хотя и базирующаяся на очень скромных, «доморощенных» финансах, что костлявой рукой экономии ограничивает здоровые аппетиты ребят.
Почему, вы думаете, ильюшинская кабина досталась жуковчанам, а не их многочисленным конкурентам — как «чёрного», так и «белого» толка? Прежде всего потому, что в «автопарке» ПТО «Раритет» имеется совершенно уникальный болотоход, сконструированный и собранный руководителем отряда Андреем Мыслевцом. Любители могут ознакомиться с техническими характеристиками этого «бездорожника» на сайте http://www.raritet-zhukovsky.narod.ru, для остальных скажем, что он обладает «сверхчеловеческой» проходимостью, т.е. может пройти по таким болотистым «неудобьям», где человек неминуемо провалится. Более того, он может двигаться и по воде. Однажды наши поисковики, приехав инкогнито в деревушку, где уже раз были до этого, услышали от местных легенду: дескать, приезжали какие-то из Москвы и ездили по воде. И над головой у каждого нимб. Правда-правда.
Ну, а если серьёзно — для того, чтобы вывезти из леса эту конкретную бронекабину, Андрей Мыслевец «со товарищи» сконструировали и изготовили специальной конструкции тележку-прицеп к болотоходу. С комбинированным двигателем: колёса плюс бочкообразные вращающиеся опоры-поплавки. Без этого затея тоже вряд ли бы увенчалась успехом. Ещё для подъёма и надёжного крепления груза на тележке с помощью двух ручных лебедок и полиспаста была разработана специальная технология. Это тоже отнюдь не тривиальная инженерная задача, учитывая, какой груз и по каким колдобинам предстояло везти.

«Я сегодня до зари встану…»
Нынешней июльской экспедиции предшествовала майская, когда поисковики два дня ходили по лесам в поисках самолёта. Он оказался совсем не в той точке, которую указали местные «наводчики». «Раритеты» нашли его только по воронкам, которые образовались, когда пилот Ила, заходя на вынужденную посадку, сбрасывал неизрасходованный боекомплект: бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Эта цепочка — с n-го захода — и привела к цели. Судя по всему, лётчик после посадки остался жив и на своих двоих ушёл в ближнюю деревню. И, будем надеяться, прожил потом долгую и счастливую жизнь…



День первый: 22 июля в 5.00 группа стартовала из ГСК «Авиатор». Пять часов езды — и мы на краю леса. На поиск кабины в «бездорожном» осиннике с помощью GPRS (по прямой это 5 км) тройка «соискателей»: Андрей Мыслевец, Дмитрий Орлов, Михаил Баранов (с «довеском» в лице автора этих строк) — затратила те же 5 часов. После этого корреспондент лёг навзничь и встал на ноги только спустя 2 часа.
День второй: с 6.00 до 9.00 снова поиск объекта, впечатление такое, что за ночь он куда-то переполз. Следующие 6 часов работы в лесу помню смутно. Правда, остались фотографии: вот ребята намечают и расчищают среди зарослей трассу для вездехода, вот грузят кабину на тележку, вот прочистка карбюратора на полдороги, вот на крутом повороте тележка накренилась и замерла под 45 градусов, но, к счастью, устояла. Когда груз привезли в лагерь — помню крики восторга дежурных Андрея Малика и Альберта Сербинова: бывалые поисковики, они до последнего момента сомневались в успехе предприятия. После этого снова провал в сознании, 2-часовая «отключка». За это время двужильные бойцы перегрузили кабину в коммерческий трейлер и отправили в «Авиатор». Вечером — переговоры с местными поисковиками и лесным егерьским начальством все живо интересовались дальнейшей судьбой Ила.
Третий день — день отдыха: 300 км до Жуковского и всего с одной поломкой. Главное, что дело сделано. Ура! Музею легендарного штурмовика — быть!

 

Главная Оглавление

03.04.2011 Проведены испытания вездехода в преддверии сезона 2011...

Клуб «Раритет» поднял из забвения Ил-2

 

Поисковый технический клуб "РАРИТЕТ"

 

День Победы — не последний день войны

3 мая 2010, 13:08

Текст: Анатолий Смирнов
Рубрика: Общество

День Победы — не последний день войны

«Война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат», - сказал великий полководец Суворов, и если с ним согласиться, то сегодня, через 65 лет после Дня Победы, следует признать: война продолжается

Ныне последний день войны приближают в основном энтузиасты — члены разнородных поисковых отрядов, среди которых выделяется жуковский поисково-технический клуб "Раритет", общественная некоммерческая организация, уполномоченная проводить поисковые работы. У истоков "Раритета", сформированного в 2004 г., стоял Василий Иванович Строков, сильный и мужественный человек, собравший единомышленников. К сожалению, тяжелая осенняя экспедиция 2005 г. оказалась для него последней: у него не выдержало сердце. Возглавивший клуб его заместитель Андрей Мысливец рассказал корреспонденту ЖВ, что в отряде свято соблюдаются принципы, заложенные Василием Строковым. Во-первых, отряд формируется из профессионалов — специалистов тех отраслей, которые нужны отряду: военных с опытом боевых действий, водолазов, авиатехников, саперов, механиков широкого профиля. В отряде всего 12 человек, средний возраст сорок лет.
Во-вторых, в отряде не должно быть коллекционеров. Члены клуба могут собирать марки, автомобили, но не предметы военной тематики Второй мировой. Иначе появится соблазн утаить. Из экспедиции отряд везет только то, на что получен заказ определенного музея или другого госучреждения.
Клуб занимается поиском только самолетов и их экипажей. Сейчас еще что-то сохранилось в труднодоступных местах, а в других - останки самолетов давно сданы на металлолом местным населением. Отряд забирается в такие места, где люди бывали 20, 30 или 50 лет назад.

Подготовка экспедиции начинается с работы в архивах. Клубом изучены карты ведения боевых операций, маршруты пролета нашей и немецкой авиации. Читая отчет о сбитом самолете, поисковики прикидывают место возможного падения. Так, если в лесу есть водоем или болотце, то скорее всего самолет окажется там. Например, в болотистом месте, где отряд сейчас работает, упали два немецких и шесть наших самолетов.
Уточнение места падения происходит в общении с местным населением. Для этой тяжелой работы в отряде есть специальный "переговорщик", отличающийся здоровьем и трезвой головой. Кстати, больше информации можно получить от бабушек, которые живут дольше дедушек и лучше помнят. Выход экспедиции на место тщательно готовится. Например, в прошлом году командир и его заместитель 8 раз выезжали на место (за 600 км). Из них трижды они приходили к самолету, чтобы отснять и изучить его местоположение в болоте. Потом 5 раз они приезжали к нему на вездеходе, выясняя оптимальный маршрут для группы. Только после этого появилась уверенность, что можно безопасно вести людей и проводить работы.
В 2009 г. отряд занимался самолетом Ил-2, экипаж которого, по архивным сведениям, из Подмосковья. Самолет находится под водой, и сначала его кабина была видна. Местные мародеры начали разрушать самолет с хвоста. Не имея лебедок, они привязывали трос к какой-нибудь конструкции самолета, а второй его конец - к большому дереву, которое затем подрубали. Падая, дерево вырывало часть самолета. Мужики ее сдавали как цветной лом, деньги пропивали, а операцию повторяли, пока не исчерпались возможности этого способа. Отряд же пытается извлечь останки самолета, которые ушли под корни деревьев, и в этом сезоне планирует продолжить подготовку их подъема.

Сохранение поднятых экспонатов - больная тема поисковиков. Андрей Мысливец подчеркнул, что отряд не имеет коммерческого интереса, потому не обращается к частным коллекционерам. Клуб работает, чтобы добытые им исторические объекты стали достоянием людей, заняли свое место в музее или другом публичном месте. С момента образования отряд сотрудничает с музеями. Сначала это был Военно-исторический музей г. Истра, для которого отряд искал в водохранилище упавший самолет и утонувший танк. Заодно поисковики нашли груженую минами полуторку, вызвавшую интерес у журнала "Авто-ревю", с которым отряд теперь сотрудничает. Последнее время клуб плотно работает с жуковским городским музеем, с которым была проведена совместная экспедиция. Музей привлек для клуба спонсорскую помощь, это была первая поддержка со стороны, а до этого все экспедиции клуб проводил на средства своих членов.

В городе нет монумента памяти летчиков, не вернувшихся с боевых заданий на аэродром ЛИИ, а в адрес городских властей было несколько обращений с просьбой увековечить их память. Члены клуба считают, что нужно идти от простого к сложному, и пока власти решатся на большой монумент, предложили к 65-летию Победы в качестве небольшого памятного знака установить бронещит от штурмовика Ил-2 с сопроводительной табличкой. Назначение щита - прикрыть спину пилота. Отряд вывез его из-под Новгорода, с места падения самолета. Работу по установке знака клуб взял на себя и обратился в городской Совет депутатов с просьбой найти место для знака. И вот 4 мая у лицея 14 состоится торжественное открытие памятного знака, установленного клубом.

 
Анатолий Смирнов
 
Экспедиция музея истории Жуковского обнаружила упавший в Новгородской области истребитель Як-1

 

В июле 2008 года поисковый отряд «Раритет» совместно с сотрудниками "Жуковского музея истории покорения неба" совершил экспедицию в Новгородскую область, где в болоте был обнаружен и поднят на поверхность истребитель Як-1 с бортовым номером 28239990.

 

В настоящее время ведется активная работа с архивами с целью установления установить имени летчика-героя, погибшего при защите нашей Родины. Интерес подогревается еще и тем, что, по некоторым данным, в этом месте воевал легендарный 402 истребительный полк, который был укомплектован летчиками-испытателями, а наш земляк, Герой Советского Союза Николай Дугин, именем которого названа одна из улиц нашего города, был штурманом этого полка. Во время той же экспедиции рядом был обнаружен еще один самолет Ил-2. Есть все основания полагать, что тела погибших летчиков до сих пор не преданы земле.

 

К сожалению, сложные условия пока не позволяют завершить вывоз самолета ЯК-1 и поднять из болота двигатель и тела летчика и бортстрелка ИЛ-2. Существует значительная вероятность того, что зимой, после замерзания болота, самолеты могут быть буквально растащены на металлолом. Для завершения спасательной акции требуется приобретение ряда специальных технических средств.

 

21 сентября на центральной площади города в рамках празднования Дня молодежи будет организована стоянка поискового клуба «Раритет», на которой будет демонстрироваться техника, при помощи которой производится поиск, и экспонаты городского музея.

 

В поддержку акции с 15 по 21 сентября в учебных заведения города пройдут специальные уроки «Памяти».

По сообщению www.zhukovskiy.ru

 

Главная

21 сентября на центральной площади города в рамках празднования Дня молодежи организована стоянка поискового клуба «Раритет»

ТАЙНА  ИЛЬЯТИНСКИХ  БОЛОТ  РАСКРЫТА.

Александр  Бураков

     В середине октября 1941 года, над подмосковной деревней Ильятино, что под Рузой, немецкими истребителями был сбит одноместный штурмовик Ил – 2. Свидетелем воздушного боя был десятилетний житель этой деревни Корзелев Коля. Он же до последнего момента провожал взглядом падающий советский самолет, который вместе с пилотом ушел в сторону ильятинских болот. Почему же, грозная машина оказалась легкой добычей в руках фашистских ассов? 

Со слов Н. И. Корзелева, пилот какое-то время боролся за живучесть своего подбитого самолета. Порой, складывалось впечатление, что он пытался посадить свою машину на поле, но вопреки всем ожиданиям штурмовик упал в болото, над которым еще долгое время поднимался густой черный дым. Лишь зимой 1943 года, когда война далеко откатилась от подмосковной деревни Ильятино, Корзелев Коля, вместе с деревенскими пацанами, отправились на поиски разбившегося самолета. Вот, что они увидали: отвалившееся крыло самолета стояло торчком среди обгоревших берез и осин, под едва припорошившем землю снегом, лежали вмерзшие в болотный лед обгоревшие фрагменты штурмовика. Рядом с воронкой, затянутой льдом, торчала кость от человеческой ноги. Выпавший снег скрыл от детских глаз другие останки погибшего летчика, которого взрывом выбросило из кабины самолета. Только через много лет повзрослевший Николай найдет его рядом с воронкой, заполненной болотной водой.

    Потом была Победа! Долгожданная, выстраданная. Послевоенная жизнь, стала для погорельцев из Ильятина (немцы сожгли ее при отступлении) новым суровым испытанием. Коля, наравне со всеми помогал взрослым отстраивать и налаживать новую жизнь уже в новой деревне. На время пришлось отложить поиски погибшего летчика. Так пролетели несколько лет его жизни. И только в 1960 году, Николай Иванович решил вновь отправиться на место падения штурмовика. Без особого труда были обнаружены фрагменты фюзеляжа, а также несколько обгоревших обломков с заводским клеймом: 1863327. Останков летчика нигде не было. Сомнения терзали душу Николая Ивановича: он отлично помнил, что до самого последнего момента провожал своим  взглядом падающий самолет. Может быть, болотная трясина поглотила кабину вместе с пилотом в свою пучину или дикие животные растащили его останки по лесу? Так или иначе, поиски были продолжены. Удача улыбнулась только в мае 1985 года. Погибший летчик был найден в нескольких метрах от воронки с болотной водой.

 

 

К тому времени газета «Правда» опубликовала материал о неизвестном герое, погибшем под подмосковным Ильятино. Одной из первых откликнулась поисковая группа Горкома комсомола города Жуковского. 11 сентября 1985 года Николай Иванович повел небольшой отряд из 9 человек, на ильятинские болота. Начались поиски фрагментов и деталей самолета, по которым можно было определить его тип и принадлежность к авиационному соединению. Поисковики подняли и собрали важные фрагменты, в том числе, двигателя с заводским клеймом. В их руки Николай Иванович передал и останки погибшего летчика, но отсутствие каких-либо документов затрудняло работу по идентификации его личности. Началась долгая, кропотливая работа в архивах Министерства обороны. Были разосланы письма с соответствующими запросами: в музей Военно – Воздушных Сил г. Монино, в Воронежское авиационное производственное объединение, в цехах которого в первые месяцы войны собирали одноместные Ил – 2, в Музей истории Куйбышевского авиазавода и др..

В сентябре 1986 года из г. Монино пришел ответ, в котором было сказано: «На фотоснимках, представленных в Музей ВВС, явно просматриваются детали самолета – штурмовика Ил – 2. Для установления воинской части, которой принадлежал самолет, что в последующем даст возможность установить экипаж, предлагаем поиск начать с авиационных заводов, которые в годы Великой Отечественной войны создавали самолет Ил – 2». Следом за этим последовал долгожданный ответ из Воронежа, в котором подтверждалась информация, касающаяся заводского номера на двигателе, найденного в ильятинский болотах. Комитет ВЛКСМ Воронежского авиационного объединения, подключившийся к поиску интересующего самолета, информировал своих Жуковских коллег: «В ответ на Ваш запрос по поводу установления номера двигателя самолета Ил – 2 сообщаем: первая модель самолета Ил – 2 была выпущена 11 марта 1941 года. По номеру планера видно, что эта машина №27, отсюда ясно, что машина была выпущена нашим заводом…»

Оставалось разыскать авиаполк, к которому принадлежал разбившийся штурмовик и установить личность погибшего летчика. К тому времени были получены первые предварительные результаты судебно – медицинской экспертизы. Останки найденные Николаем Ивановичем Корзелёвым принадлежали человеку мужского пола, 20 – 29 лет, рост 160 – 169 см. Но для окончательного вынесения вердикта этого было явно не достаточно. Потребовалась пластическая реконструкция лица погибшего летчика с целью воссоздания его портрета. Музей ВВС г. Монино прислал судмедэкспертам фотографии военных летчиков в зимней и летней форме периода битвы за Москву (сентябрь – декабрь 1941 года). Это в какой-то мере облегчило и ускорило работу судмедэксперта 1 категории физико – технического отделения Московского бюро судмедэкспертизы С.А Никитина. 25 – 26 января 1987 года по Центральному телевидению, в программе «Время» был показан сюжет о подмосковной находке и бюст погибшего летчика, воссозданный Никитиным по графическим эскизам. Сразу после выхода в эфир данного сюжета в Жуковский Горком комсомола поступило свыше трех тысяч писем с фотографиями погибших и пропавших без вести мужей, отцов, братьев, сыновей – защитников подмосковного неба. Из большого количества фотографических изображений, для опознания были отобрано три снимка.

    Оставим на время кабинеты судмедэкспертизы и перенесемся в Центральный Архив Министерства обороны СССР г. Подольска, в котором продолжали свой поиск жуковские энтузиасты. Несколько дней кропотливого поиска принесли свои результаты. В ходе исследования и изучения архивных документов удалось установить, что из 5-ти штурмовых авиационных полков принимавших участие в битве за Москву наиболее вероятным можно считать, что летчик воевал в составе 62, либо 765 штурмовых авиаполков. Остальные полки начали боевые действия позже октября месяца 1941 года. Интересующего же поисковиков заводского № 1863327, обнаруженного на одном из обломков самолета, ни в каких документах найдено не было. Были вновь и вновь тщательно изучены архивы на штурмовые авиасоединения. И вот, в одном из фондов 62 штурмового авиаполка был обнаружен № 1863326. Разница была в последних двух цифрах: «27» и «26». Несмотря на это разночтение, значительно был сужен круг поиска. Более того, в исторических публикациях и справочниках военного времени было сказано, что 62-го штурмовой авиаполк входил в состав 77-й смешанной авиадивизии. В боевом расписании данного соединения действительно числился 62-й авиаполк (период боевых действий попадал на октябрь 1941 г.) С 16 по 28 октября 1941 года (а найденный самолет был сбит в промежутке этих чисел), 62-й штурмовой авиаполк потерял 12 Ил – 2 и 5 летчиков.

 

 

 

 

 

Не исключено, что погибший пилот мог находится в их числе. Имея на руках три фотографии предполагаемого образа, поисковики обратились за помощью к ветеранам Великой Отечественной войны, служившим в 62-м авиаполку. Они то и рассказали, что в тот день – в конце октября 1941 года – на базу 62-го авиаполка не вернулось пять «Илов». Так как на двух, из числа не вернувшихся с боевого задания летчиков, не удалось разыскать никаких документов, оставалось, из трех фотографий, оказавшихся на столе судмедэксперта Никитина, выявить ту необходимую, которая принадлежала воссозданному скульптурному образу. Путем проведенного анализа были исключены две фотографии (летчики Мясин и Сопов), портреты которых не соответствовали антропометрическим данным. Третий снимок больше всего подходил для идентификации. После тщательного анализа внешних признаков лица на фотографии и реконструированного облика, а также имея от своих коллег – судмедэкспертов антропометрические данные на неизвестного мужчину, Никитин пришел к выводу, что останки летчика найденные в ильятинском болоте принадлежат человеку изображенному на последней, третьей фотографии. На ее обороте читаем надпись: «Мл. л – т Косоруков, погиб…41 г.». В ходе поиска удалось восстановить другие биографические данные погибшего пилота: Косоруков Василий Яковлевич родился 18 января 1920 года. Последнюю точку в этом расследовании, все же поставили судмедэксперты. В Акте судебно – медицинского исследования за № 72/86 – 87фт от 26 февраля 1987 г., в заключительной его части было сказано: «Результаты совокупной оценки полученных данных позволяют с большей долей вероятности считать, что костные останки, обнаруженные в августе 1985 года под г. Рузой между деревнями Златоустово и Ильятино являются останками гражданина Косорукова Василия Яковлевича, 1920 года рождения».

    Сорок шесть лет имя погибшего летчика оставалось неизвестным. И только в 1987 году страна узнала своего героя. 7 мая 1990 года, останки младшего лейтенанта Косорукова были кремированы и торжественно захоронены на центральной аллее Ваганьковского кладбища.

    Со временем, непроходимое ильятинское болото заросло густой травой. Охотники и грибники, изредка посещавшие эти места, знать не могли, какую тайну хранил в себе небольшой кусок земли в самой гуще леса. До сих пор на этом месте не растут деревья, а в радиусе 100 метров разбросаны фрагменты разбившегося самолета. В 1985 году, Жуковским поисковикам удалось собрать с поверхности земли лишь те детали штурмовика, которые были необходимы для проведения технической экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

Осенью 2007 года, по инициативе директора Жуковского музея Истории покорения неба, С. В. Мельникова, была организована повторная экспедиция на ильятинские болота, с целью изучения причин гибели советского штурмовика. С помощью высокочувствительной аппаратуры, специалистами был исследован каждый метр земли. Ильятинское болото, если теперь его можно так назвать, неохотно расставалось с военными трофеями. И все же, были подняты из глубины болотного торфа: стойка шасси в удовлетворительном состоянии, на котором было прочитано название предприятия - изготовителя покрышек для самолетов: «Ярославский шинный завод» с заводским шильдиком, несколько деталей с клеймами, элемент конструкции крыла с двумя створками бомболюков и с бомбодержателем наружной подвески бомб (ДЕР – 31), бронелист бронезащиты штурмовика с рваным отверстием диаметром 5 х 9 см. от немецкого авиационного снаряда и многое другое. После тщательного изучения найденных материалов и анализа той информации, которую предоставил Жуковскому музею Николай Иванович Корзелев, была озвучена предположительная причина гибели штурмовика ИЛ – 2. Уникальные находки, которые теперь стали экспонатами музея Истории покорения неба, заняли свое почетное место среди интереснейшей экспозиции Жуковского музея. Теперь, с уверенностью можно сказать: «В истории с погибшим летчиком Василием Яковлевичем Косоруковым, поставлена точка», но работа по поиску погибших  героев Великой Отечественной войны продолжается.   

 

 

Существенные недостатки в конструкции первой серийной модели одноместного штурмовика Ил - 2,    приведшие к большим потерям в первые месяцы войны в штурмовых авиасоединениях, как самих машин, так и летного состава:

-  Пушки ШВАК (2х400 снарядов) в воздушном бою постоянно «заедали», т.е. давали сплош-

    ные задержки по причине технической недоработки пневматической системы перезаряд –

    ки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патроннике;

-  Летчик, управлявший самолетом, фактически был лишен заднего обзора;

-  Отсутствие верхней бронезащиты головы пилота, а также у мотора и заднего бензобака;

-  Нередко, во время боя, на лобовое бронестекло попадало масло из втулки винта и носка коленчатого вала мотора. Эта конструктивная недоработка мешала вести прицельную стрельбу и бомбометание;

-  Плохое качество склейки переднего бронестекла;

-  Отсутствие во время боя самолетов (истребителей) прикрытия;

-  Наспех обученные пилоты, у которых средний налет на одну боевую потерю Ил – 2 в первые

   месяцы войны составлял не более 8 – 9 самолето – вылетов, не только существенно уступали

   в воздухе ассам Люфтваффе, но и несли ощутимые потери в летном составе.      

   

 

Пришло время назвать тех, благодаря которым неизвестный советский летчик обрел свое имя:

Николай Иванович Корзелев, житель подмосковной деревни Ильятино;

Поисковики города Жуковского: Михаил Калиманов, Анатолий Кирич, Сергей Колесник, Александр Пяткин, Лариса Лопашева, Игорь Белов, Юрий Кузьменко, Борис Пунтус, Сергей Кудряшов, Михаил Головашкин, Галина Шепелева;

Эксперты Бюро судебно – медицинской экспертизы ГУЗМО Ю. Г. Артомонов и Г.В. Павлов;

Сотрудник Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Алексеевич Никитин, создавший предположительный скульптурный портрет летчика;

Руководитель поисково-технического клуба "РАРИТЕТ", г.Жуковский;

Директор Жуковского музея Истории покорения неба, Сергей Владимирович Мельников.

Фото: Сергей Мельников, Ильдар Хасянов.

Статья взята с сайта Жуковского музея "Истории покорения неба".

Главная Оглавление

Контактные сведения

Телефон
+7 903 775-94-13 (Командир отряда: Мысливец Андрей Борисович вопросы поиска, подъёма, идентификации)
         
+7 926 739-29-89 (Замполит. отряда: Орлов Дмитрий Викторович вопросы связи с прессой, распорядка и патриотической работы)
         
+7 903 271-39-01 (Зампотыл отряда: Сербинов Альберт Владимирович общие вопросы)
         
Факс
+7 (8) 498 483-00-22
Почтовый адрес:
140180 Московская обл. г. Жуковский ул. Кооперативная д.1 (территория ГСК "Авиатор" в правление или сторожу)
Электронная почта:
 raritet.zhukovsky@yandex.ru
 

Яндекс.Погода

 

Отправить сообщение albert@progtech.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2010-2013 Поисковотехнический клуб "РАРИТЕТ"
Дата изменения: 29.03.2013 01:42
Hosted by uCoz